Возвращаемся к некоторым моментам недавно размещенного нами обзора по вопросу формата указания номеров транспортных средств.
Как указывалось в этом обзоре, канонический формат (номер так как в СТС, например: А123АА123RUS. Отмечаем, что код страны RUS в СТС не указывают очевидно потому, что российский СТС выдается Россией и иного кода там просто не может быть) российских номеров автотранспортных средств не предполагает использования каких-либо разделителей полей номера. В то же время многие из вас используют те или иные разделители, что, видимо, продиктовано эргономикой. Основываясь на последнем, мы предложили все же использовать разделитель, но только один и выбрать в качестве него пробел, что многие из вас уже делают (т.е. записывают номерной знак так: А 123 АА 123 RUS).
Это вызвало много обсуждений и трактований (как водится, различных) среди вас. Для кого-то удобнее использовать разделитель, для кого-то использование разделителя предполагает перенастройку учетных систем и прочие проблемы и неудобства (например, изменение массы отработанных уже шаблонов). Для чтения, как мы понимаем из ваших отзывов, удобнее использовать, все же формат с разделителем.
В связи с этим доводим до вашего сведения следующее.
Вы сможете вводить через API-интерфейс и через web-интерфейс российский номер в каноническом формате, т.е. без разделителя, и в модифицированном (эргономичном) формате с пробелами в качестве разделителя (2 и более пробелов подряд использовать нельзя). Т.е. так, как вам удобнее.
Меркурий будет автоматически обрабатывать представление номеров и будет хранить номера в каноническом формате (т.е. если вы ввели номер в эргономичном формате, то Меркурий его преобразует в канонический формат), но показывать номера на экране будет в эргономичном формате, выводиться номера на формы для печати всех видов также будут в эргономичном формате. В ответах же через API-интерфейс, для машинной обработки, номера будут направляться Меркурием в каноническом формате.
Для номеров иных стран будет использоваться тот же подход за исключением того, что при выводе во всех интерфейсах будет использоваться канонический формат этих номеров, без пробелов, если в данной стране пробел как разделитель не используется. Несмотря на то, что отдельные вопросы удобства Меркурий возьмет на себя, предпочтительным является внесение номеров сразу в том формате, который принят в данной стране. До проведения соответствующих доработок Меркурия допустимым является наличие в эВСД номеров как с пробелами (которые вы сможете вводить для разделения полей и которые отсутствуют в каноническом формате номера данной страны), так и без пробелов, в том числе при получении данных через API-интерфейс. Отмечаем, что в некоторых странах в формате номера используются иные разделители нежели пробелы (пример такой страны – Беларусь, где в номерах используется дефис). Для номеров таких стран следует использовать разделитель, не являющийся пробелом там, где он в номере используется, а остальные поля номера можете разделять пробелами или не разделять – как вам удобнее. Преобразование таких номеров в канонический формат для хранения и в эргономический для экранных форм Меркурий также возьмет на себя.
Второй момент, касающийся эргономики, который также оказался для вас сложным – это верное использование регистра букв. Для разрешения этой сложности при внесении сведений через веб-интерфейс или через API-интерфейс вы сможете использовать как строчные, так и прописные буквы, а Меркурий будет автоматически преобразовывать строчные буквы в прописные, и будет хранить номера в таком формате. При выводе информации с использованием любого интерфейса будут использоваться номера только с прописными буквами. До проведения соответствующих доработок Меркурия допустимым является введение номера в эВСД как со строчными буквами, так и с прописными, в том числе в API-интерфейсе. Предпочтительным является внесение номеров с использованием прописных букв.
Таким образом мы и процедуры формализуем и эргономику соблюдем.
Теперь по поводу идентификатора страны. Оказывается, что для некоторых компаний, в том числе некоторых крупных компаний, это тоже является проблемой. Она связана с тем, что при разработке собственных информационных систем эти компании своевременно не продумали правильное отображение номера, а потом оказалось, что переменная, в которой записывается номер, спроектирована неверно, и теперь код страны в нее физически не помещается. Это значит, что если мы императивно и безвариантно будем требовать полного указания номера, то всем этим компаниям необходимо будет дорабатывать их информационные системы. А это совсем не быстро и совсем не дешево. Поэтому, определять страну регистрации транспортного средства Меркурий будет автоматически, по формату номера, принятому в этой стране (обращаем внимание на то, что любая ошибка в формате номера приведет к тому, что и страна не будет распознана Меркурием).
Сейчас мы, конечно, не можем гарантировать, что это будет решение на все случаи и времена. Может оказаться, что российский формат нельзя уже сейчас невозможно отличить от формата какой-либо иной страны (а стран в мире много), а возможно, что сейчас российские номера по структуре и формату уникальны, но в будущем уникальными быть перестанут (может еще какая-то страна перейдет на такой же формат или российский формат изменится). Поэтому СЕЙЧАС код страны в составе номера вы можете вводить (используя как web-интерфейс, так и API) или не вводить. Но имейте в виду, что когда-то (по указанным выше причинам) может оказаться, что код страны все же нужно будет указывать обязательно.
Поэтому при возможной доработке ваших информационных систем выполните и эту работу заодно с другими, а в web-интерфейсе советуем вводить код страны уже сейчас. ПОКА это именно совет, а не требование.
При указании кода страны следует использовать систему кодирования, описанную в стандарте ISO 3166-1. Код страны должен находиться в конце номера, перед кодом страны может находиться пробел в качестве разделителя.
С учетом всех перечисленных требований, предпочтительным для российских номеров будет формат вида А123АА123RUS. Допустимыми являются следующие форматы: А 123 АА 123 RUS, А123АА123, А 123 АА 123, а 123 аа 123 и т.д.
Для тех компаний, которые используют API-интерфейсы, у нас имеется дополнительная просьба. Она связана с тем, что в некоторых программных решениях для номеров автомобилей может быть выделено индексируемое поле конкретного формата и емкости. Соответственно, если проектировщик программного решения интеграционного модуля в свое время «дал маху», то может оказаться что длина поля недостаточна для указания номера полностью.
Также может случиться, что поле для номера в вашей информационной системе имеет более сложную структуру, например, предусматривает двух или трехзвенное кодирование для, например, тягача, полуприцепа и прицепа в одной переменной типа «строка» (String). Могут быть и другие особенности форматов в ваших учетных системах. Тогда, в случае введения проверки валидности номера на стороне Меркурия, у вас возникнут проблемы. Такие компании настоятельно просим сообщить нам об особенностях ввода/хранения информации о номерах и о возможных проблемах этого рода в ваших информационных системах, если такие особенности имеются.
Ждем ваших откликов на это предложение (все ли проблемы мы учли?). При этом напоминаем, что в Меркурии уже предусмотрены отдельные два поля для внесения номера автомобиля и для внесения номера прицепа (полуприцепа). Поэтому, в поле «номер автомобиля», должен быть указан только номер автомобиля. В поле «номер прицепа (полуприцепа)» допустимо указать номера всех прицепов (полуприцепов) использующихся в автопоезде.
Напоминаем также, что для случая перемещения автотранспортом контейнеров (например – морских) в Меркурии имеется специальное поле для указания номера контейнера. Подчеркиваем, что в ряде случаев, особенно в случае мультимодальной перевозки, именно номер контейнера (если таковой используется) является главным определителем, так как номера транспортных средств (хотя их также надо указывать) меняются в ходе перегрузок, а номер контейнера остается тем же.
Второй вопрос, который интересует (судя по вашим обращениям и вопросам) многих, это вопрос о формате представления номеров иных стран (в первую очередь – стран ЕАЭС), об этом мы писали ранее.
Логика полей номеров большинства стран в целом та же, что и для российских номеров, в них так же есть серия, номер, код региона (может состоять из цифр, или из букв, или из цифр и букв) и код страны. В каких-то странах разделители используются (чаще всего это пробел и дефис), в каких-то не используются. Например, формат белорусского номера легкового автомобиля такой: 1234 AB-5. В нем разделитель в виде дефиса включен в состав формата номера. Исключать такой разделитель при внесении сведений нельзя.
Если вы столкнетесь с необходимостью оформления эВСД на перемещение в автомобилях иных стран нежели Россия и Беларусь (что маловероятно, поскольку остальные страны ЕАЭС не имеют развитой информатики в этой сфере и потому не готовы к использованию электронной сертификации), обратитесь к нам за разъяснением как формировать номер и мы дадим такое разъяснение вам (первому обратившемуся) и публично – через наш сайт для остальных.
Наконец, последняя группа вопросов связана с указанием номера транспорта, в случае, когда средство транспортировки в действительности номера не имеет, или у сертифицирующего специалиста объективно отсутствуют сведения о номере такого транспортного средства. Это относится к видам транспорта: трубопровод, конвейер, безмоторное транспортное средство, ручное перемещение и общественный транспорт (пассажирские, легковые, грузовые перевозки). До проведения соответствующей доработки Меркурия (она в процессе), при использовании перечисленных транспортных средств допустимо внесении информации при оформлении эВСД следующим способом. В поле «тип транспортного средства» указать «Автомобильный», в поле «номер автомобиля» внести следующий текст, соответствующий виду средства транспортировки:
• трубопровод;
• конвейер;
• безмоторное ТС;
• ручное перемещение;
• общественный транспорт.
Небольшое отступление. Об учёте бумажных ВСД.
В заключение, вместо постскриптума, несколько слов еще об одной теме, ранее не обсуждавшийся.
Нами проведен анализ ситуации, связанной с учетом бумажных ВСД получателями продукции.
Результаты оказались очень и очень настораживающими.
Сама ситуация заключается в следующем.
Когда разрабатывались Правила оформления эВСД (Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 27 декабря 2016 г. № 589 “Об утверждении Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях”) было учтено, что в ряде местностей нет устойчивого покрытия Интернет или вообще нет доступа к Интернет.
При этом в Правилах появилась норма о том, что если сотрудник госветслужбы оформил ВСД на бумажном носителе (такие ВСД могут оформлять только сотрудники госветслужбы), то он в течение определенного времени должен произвести учет в Меркурии этого бумажного ВСД.
Региональные госветслужбы «пробили» следующую формулировку данного пункта: «59. Учет оформленного на бумажном носителе ВСД осуществляется путем ввода данных о ВСД во ФГИС лицом, его оформившим, в течение 1 месяца с момента его оформления»
Это, естественно, сразу породило массу проблем, поскольку подавляющее большинство транспортных партий перемещается за время гораздо меньшее, чем месяц. Соответственно, возникла необходимость дать право производить учет исходящих бумажных эВСД не только тому сотруднику Госветслужбы, который оформил бумажный эВСД, но и учет входящих бумажных ВСД тому, кто получил данную партию продукции. И такой механизм в Меркурии был создан.
Мы проанализировали как производят учет те, кто оформляет бумажные ВСД, и как используют возможность учета входящих бумажных ВСД те, кто получает продукцию.
Первый вопрос мы еще изучаем, а по второму уже имеем достаточно информации, чтобы понять, что используется эта возможность безобразно и в основном не в тех случаях, для которых она предназначена, а зачастую – откровенно противоправно для ввода в обращение нелегальной продукции.
Оказалось, что в подавляющем большинстве случаев эта возможность используется пользователями для внесения в электронный журнал площадки партии подконтрольного товара, бумажный ВСД на который никогда не оформлялся. Некоторые просто не хотят оформлять производственную транзакцию, а вводят произведенное в электронный журнал, указав, что произведенное получено по бумажному ВСД. Другие вводят таким образом журнал нелегальную продукцию. Третьи придумывают еще что-то. Причем придумывают порой совершенно несусветное и даже им не нужное. Очевидно, что это явное внесение заведомо ложной информации – тут нельзя даже придумать оправдание.
В связи с этим предупреждаем, что мы будем постоянно отслеживать эти ваши действия.
Обращаем внимание, что отследить их легко, поскольку упомянутым приказом установлено, что корешок бумажного ВСД должен сохраняться в течение 3 лет в организации, оформившей бумажный ВСД, а сам бумажный сертификат должен сохраняться у получателя груза и тоже в течение 3 лет.
Так что если вы указали в своем электронном журнале, что получили партию товара с бумажным ВСД, то будьте уверены, что за 3 года (причем скорее раньше, чем позже) у вас обязательно проверят наличие этого бумажного ВСД, а вы должны будете его найти и предъявить. После чего будет проверен и корешок этого ВСД.
Обращаем внимание сотрудников госветслужб, оформляющих бумажные ВСД на то, что мы будем также отслеживать сроки учета бумажных ВСД в Меркурии.
Очень надеемся, что и те и другие серьезно отнесутся к этому предупреждению.
С наилучшими пожеланиями,
Советник Руководителя Россельхознадзора
Н. Власов