В формулировках, использованных в Правилах, несмотря на неоднократно дававшиеся разъяснения, остаются места многими непонятые.
Считаем целесообразным остановиться на них еще раз.
Очень часто звучал следующий вопрос: почему мы должны указывать МДЖ и МДБ, если мы вырабатываем не молочные продукты, а мясные?
Ответ: никто не требует указывать МДЖ и МДБ в мясных продуктах, в состав которых входят сырьевые компоненты, являющиеся продуктами переработки молока (чаще всего это либо сухое молоко, либо различные концентраты молочных белков). Однако, указывать МДЖ и МДБ в этих сырьевых компонентах – продуктах переработки молока необходимо.
Также много вопросов было такого содержания: мы же указали в транзакции сигнальные слова «удой в хозяйстве» (или «из удоя в хозяйстве»), так зачем нужно указывать для этого продукта еще и МДЖ и МДБ?
Ответ: сигнальные слова «удой в хозяйстве» («из удоя в хозяйстве») не освобождают от обязанности указать МДЖ и МДБ. Эти сигнальные слова сигнализируют Меркурию и нам, как надзорному органу, о том, что продукция ПРАВОМЕРНО произведена без указания сырья. МДЖ и МДБ – это совсем о другом – о том каково содержания жира и белка в полученном продукте.
Вопрос, который также часто задают, касается указания МДЖ и МДБ в производственной транзакции, в которой фиксируется сбор отходов обращения.
Тут есть тонкость. Такие производственные транзакции допустимо оформлять в двух вариантах. Первый с указанием сырья, второй – без указания сырья:
- Первый вариант рекомендуется использовать для формирования партий отходов из небольшого количества партий продукции. Например, такое может быть, когда требуется «списать» значительную партию испортившейся или просроченной продукции. В этом случае такая производственная транзакция исполняет две полезные функции – (1) описывает формирование партии отходов и (2) осуществляет коррекцию в электронном журнале площадки, удаляя («списывая») из него подконтрольный товар, направляемый на утилизацию.
- Второй вариант рекомендуется использовать, когда партия отходов формируется из очень небольших объемов подконтрольных принадлежащих к очень большому количеству разных партий разных товаров. Такое бывает особенно часто в розничных магазинах в результате просрочки остатков товаров, порчи (утраты товарного вида) отдельных упаковок. Бывает такое и в очень маленьких производствах, выпускающих очень маленькие по объему партии продукции, когда последовательно в течение нескольких дней идет формирование партии отходов из множества различных партий перерабатываемых подконтрольных товаров.
В обоих случаях указывать МДЖ и МДБ в самих отходах не требуется, а вот указывать в первом случае МДЖ и МДБ в тех партиях, из которых идет формирование партии отходов, требуется. Во втором варианте, естественно, в сырье МДЖ и МДБ указать невозможно, поскольку в транзакциях этого типа не указывают сырьё.
Очередной вопрос касается того надо ли указывать МДЖ и МДБ и как их указывать в партиях сырого молока, произведенных на молочно-товарных фермах в производственной транзакции, оформляемой на этой ферме на сам удой, если МДЖ и МДБ на самой ферме не определяется, а удой молока направляется на молокоперерабатывающее предприятие, где будут проведены определения (в том числе – определение МДЖ и МДБ) в рамках ветеринарно–санитарной экспертизы (ВСЭ)?
Если их надо указывать, то где брать для этого данные, если ВСЭ с данной партией еще не проведена?
Сейчас в действующей редакции Правил нет изъятия на сей счет. Надеемся, что в официальных разъяснениях Минсельхоза будет сказано, что в таких случаях указывать МДЖ и МДБ допускается, но не требуется. Т.е. пока указывать надо. Но в Правилах, во-первых, не связано указание МДЖ и МДБ с обязательной ВСЭ именно данной партии, во-вторых, не сказано с какой точностью их требуется указывать. Такая правовая конструкция дает возможность указывать МДЖ и МДБ в удое на основе предыдущего опыта.
Что это значит?
Это значит, что если вы наблюдаете, что вчера, позавчера и третьего дня МДЖ молока, собранного на данной ферме и подвергнутого анализу на молокозаводе, была 4,2%, то вы получаете чувство обоснованной уверенности в том, что и сегодня МДЖ на этой ферме будет 4,2% или около того. Эти показатели определяются при приемке молока-сырья на молокоперерабатывающем предприятии регулярно, и эти данные нетрудно получить. Таким образом, от врача, оформляющего эВСД требуется лишь наладить работу с получением этих данных от молзавода.
Отметим, что в таком случае надо помнить, что в предназначении надо указывать «для переработки с целью изготовления продукции, предназначенной в пищу, после проведения ВСЭ», а в транспортном эВСД надо указывать направление «на место проведения ВСЭ».
Надо ли указывать МДЖ и МДБ и как их указывать в партиях сырого молока, произведенных в ЛПХ граждан?
Тут те же вопросы, что и по МТФ и добавляется еще один, который тоже часто задается. Звучит он примерно так: разве требования Правил и ТР ТС 023/2013 распространяются на молоко из частных подворий?
Причем значительная часть пользователей и, что особенно странно, государственных ветеринарных врачей, спрашивают об этом в такой тональности, что становится понятно, что они уверены, что эти требования на молоко, реализуемое из ЛПХ, не распространяются.
Мы, уважаемые дамы и господа, коллеги, об этом уже неоднократно писали. Должно понимать и помнить, что все требования по безопасности и качеству распространяются на всю производимую в ЛПХ продукцию, в том числе и молочную, ЕСЛИ ЭТА ПРОДУКЦИЯ ВЫПУСКАЕТСЯ В ОБРАЩЕНИЕ.
Нет требований лишь к той продукции ЛПХ, которую владелец ЛПХ сам произвел и сам же и съел.
Принцип простой и понятный: для себя – делай что хочешь, а для людей – по всем правилам.
Т.е. МДЖ и МДБ на сырое молоко в производственных транзакциях, оформленных в ЛПХ, УКАЗЫВАТЬ НЕОБХОДИМО. А откуда брать данные – описано выше для МТФ.
В этом контексте нелишним будет напомнить о том, что написано в Законе об ЛПХ.
В статье 5 в нем написано дословно вот что:
- «Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
- Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.»
То есть, местные власти должны контролировать количество содержащихся в ЛПХ животных (похозяйственные книги и т.п.), а сотрудники госветслужб субъектов Российской Федерации должны осуществлять ветеринарный контроль: соответствие правилам содержания, идентификация животных и их маркирование, состояние их здоровья, включая справку о здоровье дойных животных, наличие обязательных прививок и обработок, ветеринарная сертификация и т.д.
Кстати, точно такая же запись (буквально: буква в букву) содержится и в законе о КФХ только номер статьи другой – не пятый, а второй. Т.е. в смысле ветеринарного контроля нет совершенно никакой разницы между ЛПХ и КФХ.
Иное дело, что на местах зачастую нет желания, заниматься контролем за ЛПХ. Но тут вопрос не в том, что закон плох, а том, что исполнять его нормы многим не хочется: хлопотно. Часто еще и сказывается отсутствие должного материально-технического и кадрового обеспечения деятельности госветслужб субъектов Российской Федерации.
Надо ли указывать МДЖ и МДБ как их указывать в партиях молочной продукции, произведенных в ЛПХ граждан?
Технически – все так же. Указывать МДЖ и МДБ нужно и указывать их можно или по результатам пробной дойки, или по результатам исследования на рынке предыдущей партии продукции, или проведя ВСЭ данной партии.